Энергоэффективность – потенциал роста экономики России

26 Августа 2014

Россия располагает масштабным потенциалом энергосбережения, который способен решать задачу обеспечения экономического роста страны. Данный потенциал сопоставим с приростом производства всех первичных энергетических ресурсов.

Так, энергоёмкость российской экономики существенно превышает в расчёте по паритету покупательной способности аналогичный показатель в США, Японии и развитых странах Европейского союза. В рамках госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики» стоит задача за счёт реализации мероприятий программы по энергосбережению снизить к 2020 году энергоёмкость российского ВВП на 13,5% по отношению к показателям 2007 года, за последние три года энергоёмкость ВВП уже сократилась на 5%.

31 июля 2014 года правительством были утверждены новые правила предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической безопасности. Сегодня субсидии получат только те регионы, которые привлекут частные инвестиции. В то же время внедрение энергоэффективных и энергосберегающих технологий на российских предприятиях способствует развитию инноваций и повышению конкурентоспособности российских компаний.

В рамках деловой программы Международного инвестиционного форума «Сочи-2014» состоится дискуссия «Энергосбережение и энергоэффективность: инструменты привлечения инвестиций».

Как стимулировать привлечение инвестиций в проекты энергосбережения и повышения энергоэффективности? Какие инструменты интересны инвесторам? Свою экспертную оценку даёт управляющий директор Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, группа Внешэкономбанка) Сергей Сиваев.

– Одним из главных векторов национальных политик повышения энергоэффективности, как показывает международная практика, является повышение энергоэффективности в бюджетном секторе (школы, больницы, системы уличного освещения и т. д.) за счёт развития рынка энергосервисных услуг на принципах государственно-частного партнёрства. Россия также пытается пойти таким путём. Если оценивать текущие результаты и проблемы, то мы увидим следующую ситуацию. Объём заключённых в государственном (муниципальном) секторе России энергосервисных договоров на середину 2014 года, по оценкам Российского энергетического агентства, составляет порядка 1,5 млрд рублей.

По данным Росстата, объем расходов бюджетофинансируемых организаций на оплату услуг водоснабжения и водоотведения, тепло-, электро- и газоснабжения составил 346,0 млрд рублей в 2013 году. Потенциальный объем рынка энергосервиса в государственном секторе составит более 300 млрд рублей.

Возможность использования инструмента энергосервиса, в частности право заключать энергосервисные договоры в государственном секторе, определяется ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Очевидно, что достигнутый за почти пять лет действия закона объем очень мал по сравнению с существующим потенциалом.

Вместе с тем в России энергосервис в государственном секторе прошёл стадию пилотных проектов и стал отдельным сегментом рынка услуг. В стране осуществляют деятельность несколько десятков энергосервисных компаний, в том числе порядка 10 крупных игроков обладают практическим опытом в реализации в государственном секторе.

Весной 2014 года была создана Российская ассоциация энергосервисных компаний, объединившая большинство крупных компаний. И хотя рынок энергосервиса пока находится на ранней стадии развития, он уже стал бизнесом, и этот бизнес развивается.

Подавляющая часть заключаемых сегодня в государственном секторе энергосервисных договоров направлена на повышение эффективности систем городского наружного освещения и зданий государственных или муниципальных учреждений. При этом порядка 2/3 инвестиций направляется в системы городского наружного освещения. Стоимость договоров зависит от размера сети уличного освещения и по наиболее крупным достигает 200–300 млн рублей. Контракты по повышению энергоэффективности систем наружного освещения Брянска, Калуги, Кирова и Курска — наиболее крупные из заключённых.

Подавляющая часть договоров, заключаемых в отношении зданий, реализуется в учреждениях дошкольного и общего (среднего) образования. Стоимость, как правило, составляет от 2 до 8 млн рублей.

Энергосервис – это бизнес с определённым диапазоном экономически приемлемых решений, а не универсальный способ привлечения внебюджетных средств в ремонт зданий и сооружений. Предельный срок действия энергосервисного договора для большинства энергосервисных компаний составляет в современной России 6–7 лет. Такие договоры обычно включают обязательства по экономии потребления преимущественно тепловой энергии, реже — электрической энергии.

Типичный энергосервисный договор для бюджетного здания предполагает установку автоматизированного индивидуального теплового пункта, промывку сетей, утепление и/или замену трубопроводов, балансировку системы, ряд других мероприятий в системе теплоснабжения, а в некоторых случаях — замену электрических ламп. Чаще всего не окупаются в разумные сроки мероприятия по установке энергоэффективных окон (исключение составляют северные и приравненные к ним регионы с суровыми климатическими условиями и регионы с высокой стоимостью тепловой энергии). Тем более не окупаются в средней полосе мероприятия по утеплению стен, перекрытий, крыш зданий.

Ограниченный масштаб применения энергосервисных договоров связан с серьёзными барьерами развития рынка. Первая проблема – это отсутствие у государственных и муниципальных чиновников стимулов к сбережению энергии. Энергосервис является формой ГЧП, но заказчики зачастую не хотят воспринимать энергосервисные компании как равных партнёров, имеющих свои интересы. Но по мере роста бюджетных ограничений возможность снижения расходов на оплату коммунальных ресурсов и улучшения состояния объектов недвижимости будет все более актуальна.

Во-вторых, у нас отсутствует устойчивая система финансирования энергосервисных договоров. В мировой практике это осуществляется преимущественно за счёт заёмных средств либо с использованием факторинговых схем (выкуп будущих платежей по договорам у энергосервисной компании). В России такие схемы пока не сформированы, что связано со слабым пониманием банковским сектором рисков энергосервиса.

Существующее нормативное регулирование энергосервиса порождает заметные практические проблемы реализации. В частности, обязательства по экономии должны отдельно оцениваться по каждому виду энергетических ресурсов, а не в целом по объекту. Отсутствие возможности заключения смешанных договоров с элементами энергосервиса не позволяет дополнительно включать в договоры подрядные работы для ремонтных работ или мероприятий, которые не окупаются в разумные сроки, повысив тем самым эффективность работ за счёт технологического единства.

В настоящее время в правительстве РФ рассматривается план мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг. В него должен войти комплекс мероприятий, в том числе по подготовке модельной документации, совершенствованию правовой базы, развитию государственной поддержки энергосервисных договоров, повышению гибкости требований к ним, развитию системы финансирования энергосервиса и др. Энергосервисные договоры смогут стать широко применяемым инструментом при условии снижения существующих на этом рынке барьеров.

Торгово-промышленные Ведомости