IV Московский урбанистический форум. «Финансирование городской инфраструктуры: модели, возможности и ограничения»

19 Декабря 2014

12 декабря 2014 года в рамках IV Московского урбанистического форума состоялась сессия «Финансирование городской инфраструктуры: модели, возможности и ограничения». Куратором сессии выступил Федеральный центр проектного финансирования.

С докладами на сессии выступили министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Максим Решетников; министр Правительства Москвы, руководитель департамента городского имущества Владимир Ефимов, управляющий директор Федерального центра проектного финансирования (Группа ВЭБ) Сергей Сиваев; руководитель Дирекции по работе с муниципальными проектами ОАО «Банк Москвы» Ирина Булгакова; президент хозяйственного партнёрства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев, а также зарубежные спикеры — руководитель практики «Инфраструктура» в регионе Европы, Среднего Востока, Африки и Великобритании McKinsey Global Institute Никлас Гаремо и межрегиональный советник ООН Паулюс Куликаускас.

001.jpg

Участники сессии обменялись мнениями по ключевым вопросам развития государственно-частного партнёрства и инвестиционной политики города, остановились на проблемах инфраструктурного финансирования, рассмотрели зарубежные примеры решения этих проблем.

Управляющий директор ФЦПФ Сергей Сиваев в своём выступлении рассказал, в каких секторах инфраструктуры проекты ГЧП развиваются наиболее успешно, какие условия определяют успешное привлечение частных инвестиций в городскую инфраструктуру, а также остановится на сдерживающих факторах и способах их преодоления.

«Мировая практика показывает, что в городскую инфраструктуру может инвестировать и публичная власть за счёт публичных заимствований, например, выпуска муниципальных облигаций, и может инвестировать частный сектор путём формирования разных институтов государственно-частного партнёрства. Если мы выстраиваем долговую городскую политику, то тема государственно-частного партнёрства чрезвычайно важна. И здесь возникает вопрос распределения рисков», — сказал Сергей Сиваев.

Отметив, что Москва сделала серьёзный разворот в сторону государственно-частного партнёрства, эксперт ФЦПФ пояснил, что в проектах ГЧП риски должна нести та сторона, которая с ними лучше справляется. В частности, риск спроса (трафика) должна нести публичная сторона. А риски частного бизнеса — это, в первую очередь, риски строительства и эксплуатации, а в современных условиях также и инвестиционные риски.

Отвечая на вопросы участников сессии, Сергей Сиваев пояснил: «Городская инфраструктура — это сектор с минимальными рисками, что означает почти всегда гарантированный сбыт, а также в условиях городских монополий — это возможность договариваться в долгую о ценах. Если мы сможем решить два основных вопроса — кто несёт ответственность за сбыт и можем ли мы в длинную договориться о ценовой политике, то внимание инвесторов к развитию городской инфраструктуры будет гораздо более серьёзное».

Московский урбанистический форум проводится ежегодно с 2011 года под эгидой правительства Москвы и служит площадкой для обмена опытом, где руководители крупнейших городов России и мира имеют возможность обсудить волнующие их темы и проекты с представителями российского и международного экспертного сообщества. Более пяти тысяч человек из 45 стран мира приняли участие в работе IV Московского урбанистического форума.