Кризис – время ГЧП

16 Марта 2015

С 17 по 20 марта 2015 года в Москве пройдёт второй инфраструктурный конгресс «Российская неделя государственно-частного партнёрства». Российская неделя ГЧП проводится для демонстрации лучших практик реализации проектов ГЧП в различных отраслях инфраструктуры с целью их дальнейшего тиражирования в субъектах РФ. Уже традиционно организатором Недели ГЧП выступает Центр развития ГЧП при поддержке Министерства экономического развития РФ и Торгово-промышленная палата РФ во главе с её президентом Сергеем Катыриным. Актуальными вопросами обсуждения станут поправки в концессионное законодательство, вступающие в силу в 2015 году, механизм частной инициативы, перспективы принятия федерального закона о ГЧП, субсидирование региональных проектов ГЧП из средств федерального бюджета, механизмы предоставления государственных гарантий.

Среди важных источников финансирования инфраструктурных проектов экспертное сообщество особо выделяет инструменты государственно-частного партнёрства, концессии. Каковы сегодня условия участия бизнеса в реализации инфраструктурных проектов, прогнозы по унификации правил реализации проектов ГЧП в странах ЕАЭС и БРИКС? Станет ли ГЧП одним из важных инструментов привлечения инвестиций в условиях кризиса? Об этом ТПП-Информ рассказали ведущие эксперты.

Александр Баженов, генеральный директор Федерального центра проектного финансирования – ФЦПФ (группа ВЭБ):
– Государственно-частное партнёрство – это новый активно формируемый механизм развития инфраструктуры, относительно которого сложились большие общественные ожидания. В силу сложности тематики и многоплановости задач, необходимых для внедрения ГЧП в реальную практику в объёмах, сопоставимых хотя бы с другими странами БРИКС, скорость удовлетворения этих ожиданий регуляторами, законодателями и экспертами пока недостаточна, что продемонстрировала никак не завершающаяся кампания по принятию федерального закона об основах государственно-частного партнёрства.

В то же время в последние годы были достигнуты качественные результаты в освоении новых форм реализации инфраструктурных проектов. К ним относятся, например, запуск федеральных проектов с использованием концессий и других механизмов ГЧП в транспортной сфере, положительный опыт участия в проектах долгосрочных национальных финансовых инвесторов, распространение модели концессии с платой за доступность на все виды инфраструктуры, пока за исключением коммунального сектора.

Практика ФЦПФ подготовки проектов ГЧП в разных регионах показывает, что при предложении на рынок сбалансированных проектов интерес инвесторов к ним высокий. Эффективные проекты концессий или ГЧП, способные привлечь финансирование, – это качественно структурированные проекты, в которых тщательно проработаны экономические, финансовые и правовые аспекты, распределены риски между сторонами, а также учтены требования финансирующих организаций.

Изменилась ли концепция в кризис? Жить можно, свет клином на законе о ГЧП на самом деле не сошёлся, практическая деятельность, как всегда, должна проступить через дым экспертных дискуссий. Фокус на конкретной работе участников рынка проектов ГЧП позволит в условиях кризиса преодолеть сохраняющееся недоверие к возможностям ГЧП обеспечить свою долю необходимых структурных преобразований в экономике. Хотелось бы, чтобы Неделя ГЧП соответствовала этому вызову времени.

Комментарий в кулуарах форума «ИнвестРос-2015» специально для ТПП-Информ дал Сергей Беляков, председатель правления фонда «Петербургский международный экономический форум», председатель правления НКО «Национальная ассоциация агентств инвестиций и развития»:

– Возможно ли в расширяющихся границах ЕАЭС говорить о совместных масштабных инфраструктурных проектах на основе механизма концессий?

– Действительно, такие проекты сегодня есть, и они в основном касаются транспортной инфраструктуры, инфраструктуры, связанной с транспортировкой традиционных сегментов российского экспорта, железнодорожной инфраструктуры. Для стран – участниц ЕАЭС такие возможности действительно есть. И если у наших партнёров по ЕАЭС отмечается интерес к реализации совместных проектов, то концессионное законодательство сегодня это позволяет делать. Оно в меньшей степени зависит от принятия или непринятия закона о частно-государственном партнёрстве. Важен сам вопрос реализации таких проектов, основные сложности на этом этапе могут быть связаны с тем, чтобы согласовать интересы и способы реализации этих интересов всех партнёров.