Минтранс рассчитывает, что инвестор нового аэропорта в Иркутске будет выбран в 2015 году

15 Января 2015

Минтранс рассчитывает, что инвестор нового аэропорта в Иркутске будет выбран в 2015 году.

Минтранс России рассчитывает, что правительство Иркутской области привлечёт инвестора нового аэропорта в Иркутске к реализации проекта до конца 2015 года. Об этом сообщил ТАСС заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов. Предварительная договорённость достигнута с госкорпорацией «Ростех» и «Роснефтью», сообщил журналистам губернатор региона Сергей Ерощенко.

«Старт реализации проекта государственно-частного партнёрства в течение этого года позволит приступить к фактическому созданию нового авиатранспортного узла в 2016 году и к 2020 году ввести его в строй», — пояснил Окулов.

Акции в обмен на новый аэропорт

31 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность Иркутской области 100 % акций ОАО «Международный аэропорт Иркутск», имущественного комплекса аэродрома Иркутска и после завершения реконструкции — периметрового ограждения. Условием передачи названы модернизация действующего аэропорта на условиях государственно-частного партнёрства (предполагаются инвестиции в размере не менее 1,1 млрд. рублей), а также строительство нового аэропорта. Правительству Иркутской области предстоит привлечь в проект не менее 20 млрд рублей, сказано в указе президента. В итоге пассажиропоток авиаузла к 2020 году увеличится почти в 2 раза — до 3 млн. человек в год.

Иркутский аэропорт по итогам 2013 года обслужил более 1,5 млн. пассажиров (предварительные итоги 2014 года — более 1,65 млн. человек). Согласно материалам компании, выручка в 2013 году почти достигла 2 млрд. рублей (прогноз по 2014 году — более 2,1 млрд. рублей). Последние семь лет аэропорт прибылен. В частности, 2014 год аэропорт рассчитывает закрыть с прибылью около 380 млн. рублей.

Но авиаузел, основанный ещё в 1925 году, находится в черте города. Вопрос о выносе аэропорта за город поднимался ещё в советское время, напомнили в Минтрансе. Вернулись к этой задаче в 2000-е, в том числе из-за высокой аварийности при эксплуатации аэродрома. Иркутский аэродром считается одним из «сложных»: имеет уклон взлётно-посадочной полосы (ВПП). В 2006 году здесь произошла катастрофа А310 авиакомпании «Сибирь», когда при посадке реверс одного из двигателей перешёл в режим взлёта, экипаж не смог остановить машину, и она, выкатившись за ВПП, врезалась в гаражный комплекс, построенный у аэродрома. К 2011 году полоса была увеличена, но инфраструктурные ограничения в аэропорту сохраняются.

Так, у аэродрома есть ограничения по массе самолётов: например, приём широкофюзеляжных самолётов типа Boeing 747 и A330 возможен не чаще раза в сутки. То же — по Ан-124 «Руслан». Взлёт грузовых самолётов возможен только по курсу от города. Эти ограничения сдерживают развитие аэропорта и делают его непривлекательным для использования в качестве транзитного грузовыми авиакомпаниями, отмечают в Минтрансе.

Федеральные власти зарезервировали 22 млрд. рублей на создание аэродрома на новом месте. Эти деньги прописаны в транспортной ФЦП на период 2015–2020 годы. Региональным властям предстоит привлечь инвестиции в создание аэропортового комплекса и сопутствующей инфраструктуры. Осенью 2013 года «Корпорация развития Иркутской области» (создана правительством области) и Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ, структура ВЭБ) заключили соглашение по формированию инвестпроекта. На 2015 год Иркутская корпорация планирует подготовку конкурсной документации по проекту.

«Для формирования проекта и создания условий, необходимых и достаточных для привлечения частного партнёра, будет разработана концепция проекта, определены стратегические, маркетинговые, технические, финансово-экономические и организационно-правовые условия его реализации, разработаны проекты конкурсной документации для отбора частного инвестора», — сообщили ТАСС в пресс-службе ФЦПФ.

«Иркутский проект может быть реализован по аналогии с созданием нового аэропорта в Ростове-на-Дону», — пояснил Окулов. Частным партнёром по ростовскому авиаузлу стала УК «Аэропорты регионов» (группа «Ренова»), создавшая СП с областью для управления действующим аэропортом и взявшая на себя обязательства по созданию нового аэропорта. Предполагается, что ростовский аэропорт (расположен в черте города, как и иркутский) будет закрыт после введения строй нового аэропорта, и участники СП смогут использовать высвободившуюся в черте Ростова-на-Дону землю по своему усмотрению для частичной окупаемости инвестиций.

Якорные инвесторы

Интерес к участию в иркутском проекте ранее проявили ведущие аэропортовые холдинги России. «Инвесторы стоят в очереди, потому что мы показали эффективность. Сделали аэропорт прибыльным, и будем на этой прибыли развивать транспортную инфраструктуру, в частности, строить скоростной железнодорожный транспорт», — сообщил сегодня журналистам губернатор Ерощенко.

Но основными претендентами на вхождение в уставный капитал «Международного аэропорта Иркутска» являются «Ростех» и «Роснефть», добавил губернатор. «Ограничений по приватизации у нас нет, если будет соответствующие готовность и вложения инвесторов, это могут быть и 100 процентов /акций/», — сказал Ерощенко. «Ростех», по его словам, займётся созданием на базе существующей инфраструктуры центра обслуживания самолётов Boeing, а «Роснефть», которая вместе с регионом владеет заправщиком «в крыло» Восточно-Сибирской топливной компанией», — созданием центра топливного обеспечения.

Конкурс на проектировку нового аэропорта будет объявлен в ближайшие две недели, добавил губернатор.

ТАСС