Развитие медицинской инфраструктуры на региональном уровне

13 Октября 2014

13 октября 2014 года в рамках 2-й Международной выставки и конгресса «Медицинские учреждения в России: проектирование, строительство, оснащение и управление» эксперты, представители регионов и отрасли обсудили актуальные вопросы развития медицинской инфраструктуры на региональном уровне.

С докладами на мероприятии выступили: первый заместитель министра здравоохранения Красноярского края Вячеслав Добрецов, заместитель министра, руководитель департамента управления проектами и программами Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Олег Майоров, заместитель министра здравоохранения Самарской области Альберт Навасардян, советник вице-губернатора Ленинградской области — председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Руслан Голик, директор по социальным проектам Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, группа Внешэкономбанка) Екатерина Мелешко.

В настоящее время проблема повышения качества оказания медицинской помощи и связанная с ней реструктуризация существующей системы финансирования здравоохранения имеют принципиальное значение. Россия по показателям государственных расходов на здравоохранение (16,1 тыс. руб. на человека или 3,2% ВВП в год) существенно отстаёт от большинства развитых стран. Например, в среднем по странам Европейского союза, расходы составляют 6–7% ВВП. Однако увеличение расходов в здравоохранение не может являться самоцелью. Согласно проведённому несколько лет назад исследованию Всемирного банка результаты первых двух лет реализации национального проекта «Здоровье» могли быть достигнуты при финансировании на уровне двух третей от реально представленного. Это было бы возможно при условии, что все субъекты РФ продемонстрировали бы эффективность использования средств на уровне регионов-лидеров.

Международная практика показывает, что повысить эффективность использования средств бюджета возможно с использованием механизмов государственно-частного партнёрства (ГЧП) и реформирования системы контрольно-надзорных функций и стандартизации медицинских услуг. Например, в большинстве стран «Большой семёрки» более 50% проектов ГЧП приходится на социальную сферу. По такому пути уже пошёл ряд российских регионов: Республика Татарстан, Самарская область, Свердловская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Вологодская область, Новосибирская область, Хабаровский край, которым в условиях перераспределения расходных полномочий по финансированию в сфере здравоохранения и отсутствии законодательства о ГЧП, удалось реализовать несколько проектов.

К сожалению, в нашей стране количество проектов ГЧП в сфере здравоохранения не увеличивается теми темпами, которые требуются. В настоящее время их можно «пересчитать по пальцам». Две системы здравоохранения — частная и государственная — существуют практически автономно друг от друга. До недавнего времени это было связано с отсутствием урегулированных форм взаимодействия между государством и бизнесом, позволяющих распределять риски сторон и обеспечивать возврат средств для частного партнёра. С изменениями в концессионном законодательстве, которые вступят в силу в 2015 году, у органов власти появляется возможность использовать так называемую модель концессии с платой частному партнёру из бюджета за эксплуатационную готовность объекта на протяжении всего срока эксплуатации. Данное изменение, по мнению многих участников инвестиционного процесса, должно позволить создать спрос на реализацию проектов ГЧП в социальной сфере.

В своём выступлении директор по социальным проектам Федерального центра проектного финансирования Екатерина Мелешко подробно остановилась на механизмах стимулирования развития проектов здравоохранения на региональном уровне. «Чтобы сохранить интерес частного бизнеса к сфере здравоохранения, модель взаимодействия государства и бизнеса должна быть чётко просчитана в каждом конкретном случае. Задача ФЦПФ, как института развития — сделать проекты по развитию социальной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры здравоохранения, инвестиционно- привлекательными. Сегодня ГЧП позволяет качественно изменить подход к созданию объектов здравоохранения. Чтобы создать для частных инвесторов в курируемой государством медицинской системе прозрачную модель вложения инвестиций и гарантированный источник возврата инвестированных средств, мы используем новую модель реализации проектов в рамках концессионных соглашений. В ней одновременно существует и плата публичного партнёра (государства) инвестору и возможность сбора платы инвестором с потребителей», — сказала она.

Екатерина Мелешко подробно остановилась на данной схеме взаимодействия государства и бизнеса, отметив, что объект находится по прежнему в государственной или муниципальной собственности, а частному инвестору передаются права владения и пользования объектом, права аренды на земельные участки. Фактически, публичный партнёр берет на себя обязанности по возмещению инвестору 100% гарантированного платежа на протяжении всего срока соглашения за соответствие объекта функциональным и техническим характеристикам. Сбор платы с пользователей происходит в пользу бюджета. Публичный партнёр обеспечивает предоставление услуг населению. Частному партнёру передаются риски проектирования, строительства и обеспечения доступности объекта для населения на протяжении всего срока проекта, за что публичный партнер гарантированно осуществляет плату в размере, достаточном для возврата капитальных затрат инвестора. Оказание услуг населению, в том числе и платных, осуществляется инвестором самостоятельно, что позволяет получать доход для покрытия операционных издержек и выплаты доходности акционерам.

«Двухканальная схема финансирования проекта, при которой инвестиционные затраты покрываются за счёт бюджетных средств в виде платы концедента, а операционные затраты компенсируются за счёт тарифа ОМС, ДМС и платных услуг, отвечает сегодня специфике финансирования проектов ГЧП в здравоохранении», — резюмировала своё выступление Екатерина Мелешко.

Remedium.ru